Опубликовано: ГП 06-2015

Трудный старт 2015 года
Автопром в I квартале

Александр Трохачёв, фото автора

Ещё не были объявлены итоговые данные продаж коммерческих автомобилей в 2014 году, а первые недели 2015-го показали: год будет невероятно сложным. За три месяца, с января по март, падение объёмов сбыта новых транспортных средств отмечено во всех сегментах от пикапов и лёгких фургонов до автобусов большого и особо большого класса. Глубина спада заметна не только при сопоставлении текущих показателей с результатами продаж годичной давности, но и в сравнении с цифрами IV квартала.

Что доказал I квартал

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе 2015-го продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России к январю прошлого года упали на 24,4 %. Глубина спада превзошла самые пессимистические оценки, и аналитики кинулись срочно корректировать прогнозы. Сокращение объёмов сбыта затронуло не только аутсайдеров и середняков, но и крепких прежде фаворитов в сегментах средних, тяжёлых грузовиков и автобусов. Стало ясно: хорошего в ближайшие месяцы ждать не приходится.

Масло в огонь подливали вести с мест. Группа Volvo объявила о намерении заморозить сборочное производство в Калуге с увольнением почти трети занятых там сотрудников. «Отвёрточные» предприятия Scania и MAN в Санкт-Петербурге срочно разработали антикризисные меры, которые не гарантируют отсутствия проблем в будущем. Компания GM с 23 марта по 15 мая закрыла завод «Автотор» в Калининграде и продекларировала уход с российского рынка. В итоге палитра доступных малолитражек Chevrolet и Opel стала беднее на полтора десятка моделей, а транспортные компании с парком автовозов стали подсчитывать убытки. Завод Volkswagen в Калуге периодически делал остановки из-за падения спроса на готовую продукцию. Прошло несколько недель, и к сообщениям такого рода все привыкли: то ли ещё будет!

Мартовская отчётность

Третий месяц нового года является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей реальное состояние дел на рынке. Если в первые два месяца происходит раскачка, игроки присматриваются к изменившимся условиям приобретения подвижного состава, то в марте всё обычно встаёт на свои места. Сезон-2015 преподнёс неприятный сюрприз: падение рынка коммерческого автотранспорта продолжилось. Наглядным подтверждением стало обрушение продаж новых средних и тяжёлых грузовиков.

По данным ООО «Автостат-Инфо», в марте 2015-го по сравнению с мартом 2014-го российские продажи новых грузовиков полной массой свыше 5 т уменьшились на 3614 ед., или на 48,9 %. Из 3770 реализованных машин 2307 ед. (61,2 %) составила продукция отечественного автопрома и 1463 ед. (38,8 %) – иномарки. Сбыт новых грузовиков российских брендов упал на 1629 ед., или на 41,4 %, тогда как сбыт иномарок без пробега по отношению к данным годичной давности не досчитался 1985 ед., или 57,6 %.

Безоговорочным лидером на рынке в марте 2015-го остался КАМАЗ с 1341 отгруженным автомобилем. ГАЗ передал заказчикам 556 ед. техники. По 181 и 172 ед. соответственно направили дилерским предприятиям МАЗ и «Урал». Замкнул первую «пятёрку» НефАЗ с результатом 42 ед.

В сегменте иномарок на первое место вышел Hyundai (247 ед.). Второе и третье место заняли расположившиеся вплотную Scania (194 ед.) и Isuzu (192 ед.). Далее следуют Hino (174 ед.), MAN (132 ед.), Volvo (117 ед.), Mercedes-Benz (99 ед.). Замкнули первую «десятку» самых востребованных грузовиков зарубежных марок МАЗ-MAN (73 ед.), Fuso (44 ед.), DAF (36 ед.). На удивление, в этом списке не оказалось двух представителей «большой семёрки» – Renault Trucks и IVECO.

В «минус» ушли все субъекты Российской Федерации. Занимающий 31,7 % рынка Центральный ФО просел почти наполовину (–49,5 %). Не устояли Приволжский (доля – 21,3 %) и Уральский (доля – 13,6 %) федеральные округа, показав спад продаж грузовиков на 48 и 54,5 % соответственно. Минимальные потери в процентном выражении понесли Северо-Кавказский (доля – 2,1 %) и Дальневосточный (6,1 %) округа: изменения в статистической отчётности отражены в цифрах –34,4 и –35,8 %. На 42,7 % сбавил обороты Северо-Западный округ (доля – 9,7 %), на 42,9 % – Южный (доля – 6,3 %). Аутсайдер марта – Сибирский ФО (доля – 9,3 %), отметился падением сбыта новых грузовиков величиной 57,4 %. Если так и дальше пойдёт, то результаты продаж эксперты будут сравнивать не с аналогичными результатами годичной давности, а с показателями дна кризиса 2008 / 2009-го. Сейчас их больше сопоставляют с цифрами реализации в IV квартале 2014 года. Это характеризует стремление понять реальное положение дел и спрогнозировать развитие событий на ближайшую перспективу.

Грузовое пике

Итоги минувшего года сенсационными не стали, но дали понять: падение продаж на стагнирующем рынке не прекратится. Так и случилось. Три первых месяца 2015 года сбыт новых средних и тяжёлых грузовиков шёл по нисходящей траектории.

В первую «десятку» попали только три российских бренда: КАМАЗ, ГАЗ и «Урал». На долю первых двух приходится внушительное присутствие на рынке: по данным на 1 января 2015 года, парк машин марки ГАЗ превышал 742 тыс. ед., или 24,1 %, а численность КАМАЗов составляла более 726 тыс. ед., или 23,6 % всех грузовиков в стране. На долю «Уралов» с флотом почти в 121 тыс. ед. приходится 3,9 процентных пункта. Любопытно, что третий по массовости присутствия в России бренд ЗИЛ (свыше 416 тыс. ед., или 13,5 %) в настоящее время по продажам находится далеко за пределами первой «двадцатки».

Объёмы продаж грузовиков
полной массой свыше 5 т в РФ по маркам (топ-15, ед.)
Марка грузового автомобиля I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
КАМАЗ 1655 1551 1341 4547
ГАЗ 561 526 556 1643
МАЗ 275 305 181 761
Hyundai 238 245 247 730
Isuzu 226 264 192 682
Scania 219 262 194 675
«Урал» 187 187 172 546
Hino 163 198 174 535
MAN 212 102 132 446
Mercedes-Benz 186 153 99 438
Volvo Trucks 119 122 117 358
Mitsubishi Fuso 169 87 44 300
МАЗ-MAN 116 96 73 285
DAF Trucks 61 21 36 118
IVECO 33 41 26 100
ИТОГО в топ-15 4420 4160 3584 12 164
ВСЕГО ПРОДАЖ 4640 4388 3770 12 798
Объёмы продаж грузовиков
полной массой свыше 5 т в РФ по моделям (топ-15, ед.)
Модель грузового автомобиля I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
КАМАЗ-43118 (6х6) 401 396 359 1156
КАМАЗ-65115 (6х4) 355 305 311 971
КАМАЗ-6520 (6х4) 229 192 155 576
ГАЗ-3309 (4х2) 186 168 187 541
Hyundai Mighty (4x2) 112 124 125 361
«ГАЗон NEXT» (4х2) 95 125 137 357
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 117 119 111 347
Hyundai HD-Serie (4x2) 106 114 104 324
«Урал-4320» (6х6) 110 102 109 321
Isuzu NQR (4x2) 99 108 97 304
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) 137 89 76 302
МАЗ-MAN-6312 (6х4) 109 96 73 278
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 89 86 70 245
КАМАЗ-65117 (6х4) 96 74 68 238
Hino Serie 300 (4х2) 49 96 85 230
ИТОГО в топ-15 2290 2194 2067 6551
ВСЕГО ПРОДАЖ 4640 4388 3770 12 798

В топ-15 наиболее продаваемых марок средних и тяжёлых грузовиков не попали НефАЗ (96 ед. за три месяца), IVECO-УралАЗ (94 ед.), FAW (70 ед.), Renault Trucks (53 ед.), Shaanxi (43 ед.). Серьёзный спад продаж пережили представители Поднебесной. Тягачи и самосвалы китайского производства стали продаваться в меньших объёмах. Например, в IV квартале минувшего года Shaanxi реализовал 222 ед. техники, а в I квартале нового года сбыт упал в пять раз, до 43 ед. Более чем вдвое просели продажи Foton: 41 ед. в январе – марте 2015 года против 92 ед. в октябре – декабре 2014 года. Стресс Howo ещё сильнее: продажи рухнули в шесть раз, с 92 ед. до 15 ед.

В I квартале 2015 года НефАЗ смог продать на четыре грузовика больше, чем тремя месяцами ранее, ЗИЛ – на два больше, и это приятное исключение из правил. Все остальные из пике так и не вышли. Отгрузка Shaanxi снизилась на 179 ед., Howo – на 77 ед., Daewoo – на 52 ед., Foton – на 51 ед. Сбыт FAW упал на 28 ед., IVECO-УралАЗ – на 24. ед., Renault Trucks и САМС – на 21 ед., BAW и Ford – на 20 ед., КрАЗ – на 13 ед.

«Тройку» самых популярных моделей возглавили КАМАЗы, а в «десятке» оказались только три иномарки. Впрочем, далее опять доминируют российские грузовики. Тем не менее, и здесь квартальная отчётность окрасилась в красный цвет…

Динамика продаж грузовиков
полной массой свыше 5 т в РФ по брендам (топ-15)
Производитель
грузовиков
Март Изменение Январь–март Изменение
2014 г. 2015 г. Ед. % 2014 г. 2015 г. Ед. %
КАМАЗ 2377 1341 –1036 –43,6 7039 4547 –2492 –35,4
ГАЗ 775 556 –219 –28,3 2469 1643 –826 –33,5
МАЗ 482 181 –301 –62,4 1474 761 –713 –48,4
Hyundai 417 247 –170 –40,8 1106 730 –376 –34,0
Isuzu 128 192 64 50,0 406 682 276 68,0
Scania 589 194 –395 –67,1 1320 675 –645 –48,9
«Урал» 254 172 –82 –32,3 988 546 –442 –44,7
Hino 200 174 –26 –13,0 550 535 –15 –2,7
MAN 278 132 –146 –52,5 1095 446 –649 –59,3
Mercedes-Benz 202 99 –103 –51,0 557 438 –119 –21,4
Volvo Trucks 357 117 –240 –67,2 834 358 –476 –57,1
Mitsubishi Fuso 90 44 –46 –51,1 270 300 30 11,1
МАЗ-MAN 147 73 –74 –50,3 440 285 –155 –35,2
DAF Trucks 219 36 –183 –83,6 496 118 –378 –76,2
IVECO 72 26 –46 –63,9 228 100 –128 –56,1
ИТОГО в топ-15 6587 3584 –3003 –45,6 19 272 12 164 –7108 –36,9
ВСЕГО ПРОДАЖ 7384 3770 –3614 –48,9 21 572 12 798 –8774 –40,7

LCV: стабилизация на спаде

После декабрьского взлёта в сегменте лёгких грузовиков произошло январское падение. Глубина обрушения превысила 10 тыс. ед. Впрочем, под занавес года всплеск покупательской активности был традиционным: кто-то осваивал остатки бюджетных траншей, а кто-то поддался панике и побежал покупать сломя голову. На какое-то время опасения резкого повышения цен из-за роста курсов доллара США и евро оказались оправданны, но после рубль стабилизировался, и «броуновское движение» прекратилось. Февраль и март показали стабилизацию продаж в новом сезоне, что, впрочем, не уберегло сегмент от охлаждения платёжеспособного спроса.

В марте 2015 года спад продаж затронул все федеральные округа. Минимальное падение показал Дальневосточный ФО ( –8,1 %), максимальное – Уральский ФО ( –55,3 %). Центральный ФО с долей в 37,2 % просел на 44,3 %, Приволжский (доля 21,6 %) не досчитался 34,4 %, Северо-Западный (доля 10,7 %) снизил объёмы реализации новых LCV на 46,7 %. Темпы, прямо скажем, настораживающие. С другой стороны, эксперты предсказывают скорое достижение дна. Вслед за этим наступит стабилизация спроса и начнётся долгий, но неизбежный подъём.

В марте 2015 года в России было поставлено перевозчикам 6488 ед. лёгкого коммерческого транспорта, что на 4519 ед., или 41,1 %, меньше, чем в марте 2014-го. В отличие от сбыта средних и тяжёлых грузовиков, отмеченных сплошными «минусами», в реализации лёгких коммерческих машин каждый третий производитель добился хоть маленького, но роста. Объём реализации машин отечественных брендов достиг 4175 ед., а это на 1422 ед., или 25,4 %, скромнее показателей годичной давности. Сбыт иномарок пострадал ещё сильнее: были оплачены только 2313 ед. LCV, что на 3097 ед., или 57,2 %, меньше, чем в марте 2014-го. Но если минувшей весной соотношение российских и зарубежных малотоннажников было паритетным (50,8 % российских машин и 49,2 % иномарок), то в новом сезоне наступил перевес в пользу продукции «Сделано в России»: 64,3 % против 35,7 % у «Мадэ ин ненаша».

Объёмы продаж LCV в РФ по маркам (топ-15, ед.)
Марка LCV I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
ГАЗ 2118 2447 2998 7563
УАЗ 1558 1193 1173 3924
Mercedes-Benz 742 513 609 1864
Ford 571 428 383 1382
Volkswagen 381 376 321 1078
FIAT 364 290 263 917
Citroёn 172 188 118 478
Peugeot 173 140 130 443
Renault 138 107 168 413
Hyundai 132 92 104 328
IVECO 97 94 88 279
Nissan 32 42 42 116
KIA 33 28 25 86
BAW 37 19 21 77
Škoda 28 17 4 49
ИТОГО в топ-15 6576 5974 6447 18 997
ВСЕГО ПРОДАЖ 6619 6016 6488 19 123
Объёмы продаж LCV по моделям (топ-15, ед.)
Модель LCV I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
ГАЗ-3302 «ГАЗель» 783 721 1160 2664
«ГАЗель NEXT» 634 650 911 2195
УАЗ-3741 732 652 627 2011
Mercedes-Benz Sprinter 531 369 452 1352
Ford Transit 542 395 374 1311
ГАЗ-2705 «ГАЗель» 194 653 463 1310
УАЗ-3909 366 248 274 888
Fiat Ducato 331 252 246 829
ГАЗ-3221 «ГАЗель» 250 223 230 703
УАЗ-2206 238 138 114 490
ГАЗ-2752 «Соболь» 169 113 185 467
Mercedes-Benz V-Klasse 148 109 132 389
УАЗ-3303 140 104 115 359
Volkswagen Caddy 100 89 107 296
Renault Cangoo 84 66 93 243
ИТОГО в топ-15 5242 4782 5483 15 507
ВСЕГО ПРОДАЖ 6619 6016 6488 19 123

Пик мартовского спроса на российские LCV традиционно пришёлся на ГАЗ (2998 ед.) и УАЗ (1173 ед.). Вот и все отечественные марки в топ-15. Далее сплошняком идут иномарки, наиболее востребованные из которых – Mercedes-Benz (609 ед.), Ford (383 ед.) и Volkswagen (321 ед.). Зато «тройка» лидеров отгрузок вновь образована моделями Горьковского и Ульяновского автозавода: ГАЗ-3302 «ГАЗель», «ГАЗель NEXT» и УАЗ-3741. В «тройке» хитов продаж среди иномарок – Mercedes-Benz Sprinter, Ford Transit, Fiat Ducato.

Доминирование российских марок неслучайно: парк тех же LCV марки ГАЗ в России составляет без малого 1,5 млн ед., или около 44 %. УАЗов почти 600 тыс. ед., или 18 %. Естественно, запчастей к ним больше, приобрести их проще и дешевле. У ближайших преследователей в лице Toyota и Volkswagen показатели значительно скромнее: 220 тыс. ед., 6,5 % и 208 тыс. ед., 6,2 % соответственно. По оценкам экспертов, статус-кво в ближайшее время не изменится: обновятся лишь количественные показатели в абсолютном выражении и процентные доли.

Динамика продаж LCV по брендам (топ-15)
Производитель LCV Март Изменение Январь–март Изменение
2014 г. 2015 г. Ед. % 2014 г. 2015 г. Ед. %
ГАЗ 4362 2998 –1364 –31,3 12 606 7563 –5043 –40,0
УАЗ 1232 1173 –59 –4,8 3793 3924 131 3,5
Mercedes-Benz 649 609 –40 –6,2 1655 1864 209 12,9
Ford 732 383 –349 –47,7 2269 1382 –887 –39,1
Volkswagen 933 321 –612 –65,6 2448 1078 –1370 –56,0
FIAT 420 263 –157 –37,4 1200 917 –283 –23,6
Renault 420 168 –252 –60,0 1007 413 –594 –59,0
Peugeot 771 130 –541 –83,1 1966 443 –1523 –77,5
Citroёn 670 118 –552 –82,4 1498 478 –1020 –68,1
Hyundai 213 104 –109 –51,2 564 328 –236 –41,8
IVECO 234 88 –146 –62,4 578 279 –299 –51,7
Nissan 23 42 19 82,6 85 116 31 36,5
KIA 148 25 –123 –83,1 415 86 –329 –79,3
BAW 9 21 12 133,3 27 77 50 185,2
FAW 6 13 7 116,7 11 35 24 218,2
ИТОГО в топ-15 10 822 6456 –4366 –40,3 30 122 18 983 –11 139 –37,0
ВСЕГО ПРОДАЖ 11 007 6488 –4519 –41,1 30 558 19 123 –11 435 –37,4

Автобусы: три месяца обвала

Декабрьский «эверест» потребительского спроса на автобусы сменился январским охлаждением – объём продаж стал наполовину меньше. Февраль отметился стабилизацией, а в марте реализация снова продолжила стремительно таять. Рост объёмов в 81,8 и 35,1 % показали Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа, на которые приходятся доли рынка в 3,5 и 30,8 % соответственно.

Минимальное падение в Дальневосточном (доля – 4,3 %) и Северо-Западном (доля – 11 %) округах. В середине списка с сокращением объёмов на 24,2 и 28,1 % находятся ЦФО (доля – 25,6 %) и ЮФО (доля – 4 %). Ощутимую просадку в 42,7 % испытали в Сибири (доля СФО в марте составила 11,7 %). А на Урале (доля УФО – 9,2 %) показатели вообще удручающие – минус 74,8 %.

Общий сбыт пассажирских лайнеров в марте 2015 года достиг 575 ед., что на 214 ед. или 27,1 % меньше мартовских значений 2014 года. Российских автобусов продано на 555 шт. меньше (на 140 шт., или на 20,1 %), а поставки иномарок ужались до 20 шт. (на 74 шт., или на 78,7 %). В марте прошлого года соотношение российских и зарубежных автобусов было 88,1:11,9 %, а сейчас составляет 96,5:3,5 %. Если так и дальше пойдёт, продажи иностранных пассажирских машин станут штучными или вовсе сойдут на нет.

Объёмы продаж автобусов
полной массой свыше 5 т в РФ по маркам (топ-15, ед.)
Марка автобуса I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
ПАЗ 537 346 304 1187
НефАЗ 47 173 77 297
УАЗ 102 52 83 237
МАЗ 24 151 28 203
«Урал» 18 21 21 60
КАВЗ 22 19 13 54
«Волжанин» 5 29 20 54
Hyundai 11 17 4 32
«Богдан» 6 7 9 22
Higer 2 3 2 7
Scania 3 0 3 6
MAN 2 1 3 6
Golden Dragon 3 0 1 4
Irisbus 1 0 3 4
Setra 0 2 1 3
ИТОГО в топ-15 783 821 572 2176
ВСЕГО ПРОДАЖ 812 827 575 2214
Объёмы продаж автобусов
полной массой свыше 5 т в РФ по моделям (топ-15, ед.)
Модель автобуса I квартал 2015 г.
Январь Февраль Март Всего
ПАЗ-3205 299 183 244 726
ПАЗ-3204 84 89 18 191
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 13 133 22 168
ПАЗ-4234 71 36 34 141
МАЗ-206, МАЗ-226 17 109 15 141
ПАЗ-3203 80 28 5 113
ЛиАЗ-5292 50 0 50 100
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 24 31 44 99
ЛиАЗ-5293 11 50 24 85
«Урал-3255»/ «Урал-4320» 18 21 21 60
ЛиАЗ-5256 41 2 8 51
КАвЗ-4238 17 17 8 42
МАЗ-103 1 31 7 39
Volgabus-6271/MAN 6x2 0 20 18 38
НефАЗ-4211/ КАМАЗ-4326 6 2 7 15
ИТОГО в топ-15 732 752 525 2009
ВСЕГО ПРОДАЖ 812 827 575 2214

Среди поставщиков пассажирского автотранспорта в I квартале в «плюс» вышел только каждый пятый завод или импортёр. Все остальные участники не выбились из общей колеи и продолжили сбавлять обороты. Наиболее популярным товаром у транспортных операторов стали ПАЗ (304 шт.), ЛиАЗ (83 шт.) и НефАЗ (77 шт.). Продажи импортных автобусов вообще были из разряда «сосчитать по пальцам». Удержива-ющий пальму первенства Hyundai отмечен поставкой всего четырёх штук. По три автобуса в марте отгрузили заказчикам Irisbus, Scania, MAN. По два лайнера куплены под брендами Neoplan и Higer, по одному – Yutong, Setra, Golden Dragon.

ПАЗы и НефАЗы приобретали в подавляющем большинстве регионов. В отдельных случаях другую пассажирскую технику перевозчики не выбирали. Например, Архангельская, Воронежская, Костромская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Псковская, Самарская, Тульская области приобретали только продукцию Павловского автобусного завода. Партии ПАЗов другим маркам предпочли заказчики из Республики Башкортостан, Чувашии, Мордовии, Республики Коми. Только НефАЗы выбрали Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Северная Осетия-Алания. В отдалённых районах остались вне конкуренции вахтовые автобусы на шасси грузовиков КАМАЗ и «Урал».

Динамика продаж автобусов
полной массой свыше 5 т в РФ по брендам (топ-15)
Производитель
автобусов
Март Изменение Январь–март Изменение
2014 г. 2015 г. Ед. % 2014 г. 2015 г. Ед. %
ПАЗ 437 304 –133 –30,4 1208 1187 –21 –1,7
НЕФАЗ 90 77 –13 –14,4 270 297 27 10,0
ЛИАЗ 18 83 65 361,1 137 237 100 73,0
МАЗ 85 28 –57 –67,1 374 203 –171 –45,7
«Урал» 36 21 –15 –41,7 72 60 –12 –16,7
«Волжанин» 4 20 16 400,0 74 54 –20 –27,0
КАВЗ 17 13 –4 –23,5 61 54 –7 –11,5
Hyundai 34 4 –30 –88,2 124 32 –92 –74,2
«Богдан» 8 9 1 12,5 29 22 –7 –24,1
Higer 9 2 –7 –77,8 44 7 –37 –84,1
MAN 5 3 –2 –40,0 13 6 –7 –53,8
Scania 6 3 –3 –50,0 8 6 –2 –25,0
Irisbus 4 3 –1 –25,0 26 4 –22 –84,6
Golden Dragon 1 1 0 0,0 12 4 –8 –66,7
Setra 0 1 1 999,0 0 3 3 999,0
ИТОГО в топ-15 754 572 –182 –24,1 2452 2176 –276 –11,3
ВСЕГО ПРОДАЖ 789 575 –214 –27,1 2475 2214 –261 –10,6

Таким образом, I квартал 2015 года подтвердил худшие опасения специалистов. С другой стороны, особых иллюзий относительно рынка коммерческого автотранспорта никто и не питал. Сегодня всем очевидно: рассчитывать на рост продаж новой техники в текущем году не приходится. Главное – чтобы падение прекратилось, а там останется запастись терпением, набраться сил и переждать. Ведь по логике за спадом всегда наступает подъём. И к этому тоже нужно быть готовым.

Комментировать ... >>