Трудный старт 2015 года
Автопром в I квартале
Ещё не были объявлены итоговые данные продаж коммерческих автомобилей в 2014 году, а первые недели 2015-го показали: год будет невероятно сложным. За три месяца, с января по март, падение объёмов сбыта новых транспортных средств отмечено во всех сегментах от пикапов и лёгких фургонов до автобусов большого и особо большого класса. Глубина спада заметна не только при сопоставлении текущих показателей с результатами продаж годичной давности, но и в сравнении с цифрами IV квартала.
Что доказал I квартал
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе 2015-го продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России к январю прошлого года упали на 24,4 %. Глубина спада превзошла самые пессимистические оценки, и аналитики кинулись срочно корректировать прогнозы. Сокращение объёмов сбыта затронуло не только аутсайдеров и середняков, но и крепких прежде фаворитов в сегментах средних, тяжёлых грузовиков и автобусов. Стало ясно: хорошего в ближайшие месяцы ждать не приходится.
Масло в огонь подливали вести с мест. Группа Volvo объявила о намерении заморозить сборочное производство в Калуге с увольнением почти трети занятых там сотрудников. «Отвёрточные» предприятия Scania и MAN в Санкт-Петербурге срочно разработали антикризисные меры, которые не гарантируют отсутствия проблем в будущем. Компания GM с 23 марта по 15 мая закрыла завод «Автотор» в Калининграде и продекларировала уход с российского рынка. В итоге палитра доступных малолитражек Chevrolet и Opel стала беднее на полтора десятка моделей, а транспортные компании с парком автовозов стали подсчитывать убытки. Завод Volkswagen в Калуге периодически делал остановки из-за падения спроса на готовую продукцию. Прошло несколько недель, и к сообщениям такого рода все привыкли: то ли ещё будет!
Мартовская отчётность
Третий месяц нового года является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей реальное состояние дел на рынке. Если в первые два месяца происходит раскачка, игроки присматриваются к изменившимся условиям приобретения подвижного состава, то в марте всё обычно встаёт на свои места. Сезон-2015 преподнёс неприятный сюрприз: падение рынка коммерческого автотранспорта продолжилось. Наглядным подтверждением стало обрушение продаж новых средних и тяжёлых грузовиков.
По данным ООО «Автостат-Инфо», в марте 2015-го по сравнению с мартом 2014-го российские продажи новых грузовиков полной массой свыше 5 т уменьшились на 3614 ед., или на 48,9 %. Из 3770 реализованных машин 2307 ед. (61,2 %) составила продукция отечественного автопрома и 1463 ед. (38,8 %) – иномарки. Сбыт новых грузовиков российских брендов упал на 1629 ед., или на 41,4 %, тогда как сбыт иномарок без пробега по отношению к данным годичной давности не досчитался 1985 ед., или 57,6 %.
Безоговорочным лидером на рынке в марте 2015-го остался КАМАЗ с 1341 отгруженным автомобилем. ГАЗ передал заказчикам 556 ед. техники. По 181 и 172 ед. соответственно направили дилерским предприятиям МАЗ и «Урал». Замкнул первую «пятёрку» НефАЗ с результатом 42 ед.
В сегменте иномарок на первое место вышел Hyundai (247 ед.). Второе и третье место заняли расположившиеся вплотную Scania (194 ед.) и Isuzu (192 ед.). Далее следуют Hino (174 ед.), MAN (132 ед.), Volvo (117 ед.), Mercedes-Benz (99 ед.). Замкнули первую «десятку» самых востребованных грузовиков зарубежных марок МАЗ-MAN (73 ед.), Fuso (44 ед.), DAF (36 ед.). На удивление, в этом списке не оказалось двух представителей «большой семёрки» – Renault Trucks и IVECO.
В «минус» ушли все субъекты Российской Федерации. Занимающий 31,7 % рынка Центральный ФО просел почти наполовину (–49,5 %). Не устояли Приволжский (доля – 21,3 %) и Уральский (доля – 13,6 %) федеральные округа, показав спад продаж грузовиков на 48 и 54,5 % соответственно. Минимальные потери в процентном выражении понесли Северо-Кавказский (доля – 2,1 %) и Дальневосточный (6,1 %) округа: изменения в статистической отчётности отражены в цифрах –34,4 и –35,8 %. На 42,7 % сбавил обороты Северо-Западный округ (доля – 9,7 %), на 42,9 % – Южный (доля – 6,3 %). Аутсайдер марта – Сибирский ФО (доля – 9,3 %), отметился падением сбыта новых грузовиков величиной 57,4 %. Если так и дальше пойдёт, то результаты продаж эксперты будут сравнивать не с аналогичными результатами годичной давности, а с показателями дна кризиса 2008 / 2009-го. Сейчас их больше сопоставляют с цифрами реализации в IV квартале 2014 года. Это характеризует стремление понять реальное положение дел и спрогнозировать развитие событий на ближайшую перспективу.
Грузовое пике
Итоги минувшего года сенсационными не стали, но дали понять: падение продаж на стагнирующем рынке не прекратится. Так и случилось. Три первых месяца 2015 года сбыт новых средних и тяжёлых грузовиков шёл по нисходящей траектории.
В первую «десятку» попали только три российских бренда: КАМАЗ, ГАЗ и «Урал». На долю первых двух приходится внушительное присутствие на рынке: по данным на 1 января 2015 года, парк машин марки ГАЗ превышал 742 тыс. ед., или 24,1 %, а численность КАМАЗов составляла более 726 тыс. ед., или 23,6 % всех грузовиков в стране. На долю «Уралов» с флотом почти в 121 тыс. ед. приходится 3,9 процентных пункта. Любопытно, что третий по массовости присутствия в России бренд ЗИЛ (свыше 416 тыс. ед., или 13,5 %) в настоящее время по продажам находится далеко за пределами первой «двадцатки».
Марка грузового автомобиля | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
КАМАЗ | 1655 | 1551 | 1341 | 4547 |
ГАЗ | 561 | 526 | 556 | 1643 |
МАЗ | 275 | 305 | 181 | 761 |
Hyundai | 238 | 245 | 247 | 730 |
Isuzu | 226 | 264 | 192 | 682 |
Scania | 219 | 262 | 194 | 675 |
«Урал» | 187 | 187 | 172 | 546 |
Hino | 163 | 198 | 174 | 535 |
MAN | 212 | 102 | 132 | 446 |
Mercedes-Benz | 186 | 153 | 99 | 438 |
Volvo Trucks | 119 | 122 | 117 | 358 |
Mitsubishi Fuso | 169 | 87 | 44 | 300 |
МАЗ-MAN | 116 | 96 | 73 | 285 |
DAF Trucks | 61 | 21 | 36 | 118 |
IVECO | 33 | 41 | 26 | 100 |
ИТОГО в топ-15 | 4420 | 4160 | 3584 | 12 164 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 4640 | 4388 | 3770 | 12 798 |
Модель грузового автомобиля | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 401 | 396 | 359 | 1156 |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 355 | 305 | 311 | 971 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 229 | 192 | 155 | 576 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 186 | 168 | 187 | 541 |
Hyundai Mighty (4x2) | 112 | 124 | 125 | 361 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 95 | 125 | 137 | 357 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 117 | 119 | 111 | 347 |
Hyundai HD-Serie (4x2) | 106 | 114 | 104 | 324 |
«Урал-4320» (6х6) | 110 | 102 | 109 | 321 |
Isuzu NQR (4x2) | 99 | 108 | 97 | 304 |
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) | 137 | 89 | 76 | 302 |
МАЗ-MAN-6312 (6х4) | 109 | 96 | 73 | 278 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 89 | 86 | 70 | 245 |
КАМАЗ-65117 (6х4) | 96 | 74 | 68 | 238 |
Hino Serie 300 (4х2) | 49 | 96 | 85 | 230 |
ИТОГО в топ-15 | 2290 | 2194 | 2067 | 6551 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 4640 | 4388 | 3770 | 12 798 |
В топ-15 наиболее продаваемых марок средних и тяжёлых грузовиков не попали НефАЗ (96 ед. за три месяца), IVECO-УралАЗ (94 ед.), FAW (70 ед.), Renault Trucks (53 ед.), Shaanxi (43 ед.). Серьёзный спад продаж пережили представители Поднебесной. Тягачи и самосвалы китайского производства стали продаваться в меньших объёмах. Например, в IV квартале минувшего года Shaanxi реализовал 222 ед. техники, а в I квартале нового года сбыт упал в пять раз, до 43 ед. Более чем вдвое просели продажи Foton: 41 ед. в январе – марте 2015 года против 92 ед. в октябре – декабре 2014 года. Стресс Howo ещё сильнее: продажи рухнули в шесть раз, с 92 ед. до 15 ед.
В I квартале 2015 года НефАЗ смог продать на четыре грузовика больше, чем тремя месяцами ранее, ЗИЛ – на два больше, и это приятное исключение из правил. Все остальные из пике так и не вышли. Отгрузка Shaanxi снизилась на 179 ед., Howo – на 77 ед., Daewoo – на 52 ед., Foton – на 51 ед. Сбыт FAW упал на 28 ед., IVECO-УралАЗ – на 24. ед., Renault Trucks и САМС – на 21 ед., BAW и Ford – на 20 ед., КрАЗ – на 13 ед.
«Тройку» самых популярных моделей возглавили КАМАЗы, а в «десятке» оказались только три иномарки. Впрочем, далее опять доминируют российские грузовики. Тем не менее, и здесь квартальная отчётность окрасилась в красный цвет…
Производитель грузовиков |
Март | Изменение | Январь–март | Изменение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | 2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 2377 | 1341 | –1036 | –43,6 | 7039 | 4547 | –2492 | –35,4 |
ГАЗ | 775 | 556 | –219 | –28,3 | 2469 | 1643 | –826 | –33,5 |
МАЗ | 482 | 181 | –301 | –62,4 | 1474 | 761 | –713 | –48,4 |
Hyundai | 417 | 247 | –170 | –40,8 | 1106 | 730 | –376 | –34,0 |
Isuzu | 128 | 192 | 64 | 50,0 | 406 | 682 | 276 | 68,0 |
Scania | 589 | 194 | –395 | –67,1 | 1320 | 675 | –645 | –48,9 |
«Урал» | 254 | 172 | –82 | –32,3 | 988 | 546 | –442 | –44,7 |
Hino | 200 | 174 | –26 | –13,0 | 550 | 535 | –15 | –2,7 |
MAN | 278 | 132 | –146 | –52,5 | 1095 | 446 | –649 | –59,3 |
Mercedes-Benz | 202 | 99 | –103 | –51,0 | 557 | 438 | –119 | –21,4 |
Volvo Trucks | 357 | 117 | –240 | –67,2 | 834 | 358 | –476 | –57,1 |
Mitsubishi Fuso | 90 | 44 | –46 | –51,1 | 270 | 300 | 30 | 11,1 |
МАЗ-MAN | 147 | 73 | –74 | –50,3 | 440 | 285 | –155 | –35,2 |
DAF Trucks | 219 | 36 | –183 | –83,6 | 496 | 118 | –378 | –76,2 |
IVECO | 72 | 26 | –46 | –63,9 | 228 | 100 | –128 | –56,1 |
ИТОГО в топ-15 | 6587 | 3584 | –3003 | –45,6 | 19 272 | 12 164 | –7108 | –36,9 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 7384 | 3770 | –3614 | –48,9 | 21 572 | 12 798 | –8774 | –40,7 |
LCV: стабилизация на спаде
После декабрьского взлёта в сегменте лёгких грузовиков произошло январское падение. Глубина обрушения превысила 10 тыс. ед. Впрочем, под занавес года всплеск покупательской активности был традиционным: кто-то осваивал остатки бюджетных траншей, а кто-то поддался панике и побежал покупать сломя голову. На какое-то время опасения резкого повышения цен из-за роста курсов доллара США и евро оказались оправданны, но после рубль стабилизировался, и «броуновское движение» прекратилось. Февраль и март показали стабилизацию продаж в новом сезоне, что, впрочем, не уберегло сегмент от охлаждения платёжеспособного спроса.
В марте 2015 года спад продаж затронул все федеральные округа. Минимальное падение показал Дальневосточный ФО ( –8,1 %), максимальное – Уральский ФО ( –55,3 %). Центральный ФО с долей в 37,2 % просел на 44,3 %, Приволжский (доля 21,6 %) не досчитался 34,4 %, Северо-Западный (доля 10,7 %) снизил объёмы реализации новых LCV на 46,7 %. Темпы, прямо скажем, настораживающие. С другой стороны, эксперты предсказывают скорое достижение дна. Вслед за этим наступит стабилизация спроса и начнётся долгий, но неизбежный подъём.
В марте 2015 года в России было поставлено перевозчикам 6488 ед. лёгкого коммерческого транспорта, что на 4519 ед., или 41,1 %, меньше, чем в марте 2014-го. В отличие от сбыта средних и тяжёлых грузовиков, отмеченных сплошными «минусами», в реализации лёгких коммерческих машин каждый третий производитель добился хоть маленького, но роста. Объём реализации машин отечественных брендов достиг 4175 ед., а это на 1422 ед., или 25,4 %, скромнее показателей годичной давности. Сбыт иномарок пострадал ещё сильнее: были оплачены только 2313 ед. LCV, что на 3097 ед., или 57,2 %, меньше, чем в марте 2014-го. Но если минувшей весной соотношение российских и зарубежных малотоннажников было паритетным (50,8 % российских машин и 49,2 % иномарок), то в новом сезоне наступил перевес в пользу продукции «Сделано в России»: 64,3 % против 35,7 % у «Мадэ ин ненаша».
Марка LCV | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
ГАЗ | 2118 | 2447 | 2998 | 7563 |
УАЗ | 1558 | 1193 | 1173 | 3924 |
Mercedes-Benz | 742 | 513 | 609 | 1864 |
Ford | 571 | 428 | 383 | 1382 |
Volkswagen | 381 | 376 | 321 | 1078 |
FIAT | 364 | 290 | 263 | 917 |
Citroёn | 172 | 188 | 118 | 478 |
Peugeot | 173 | 140 | 130 | 443 |
Renault | 138 | 107 | 168 | 413 |
Hyundai | 132 | 92 | 104 | 328 |
IVECO | 97 | 94 | 88 | 279 |
Nissan | 32 | 42 | 42 | 116 |
KIA | 33 | 28 | 25 | 86 |
BAW | 37 | 19 | 21 | 77 |
Škoda | 28 | 17 | 4 | 49 |
ИТОГО в топ-15 | 6576 | 5974 | 6447 | 18 997 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 6619 | 6016 | 6488 | 19 123 |
Модель LCV | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
ГАЗ-3302 «ГАЗель» | 783 | 721 | 1160 | 2664 |
«ГАЗель NEXT» | 634 | 650 | 911 | 2195 |
УАЗ-3741 | 732 | 652 | 627 | 2011 |
Mercedes-Benz Sprinter | 531 | 369 | 452 | 1352 |
Ford Transit | 542 | 395 | 374 | 1311 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель» | 194 | 653 | 463 | 1310 |
УАЗ-3909 | 366 | 248 | 274 | 888 |
Fiat Ducato | 331 | 252 | 246 | 829 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель» | 250 | 223 | 230 | 703 |
УАЗ-2206 | 238 | 138 | 114 | 490 |
ГАЗ-2752 «Соболь» | 169 | 113 | 185 | 467 |
Mercedes-Benz V-Klasse | 148 | 109 | 132 | 389 |
УАЗ-3303 | 140 | 104 | 115 | 359 |
Volkswagen Caddy | 100 | 89 | 107 | 296 |
Renault Cangoo | 84 | 66 | 93 | 243 |
ИТОГО в топ-15 | 5242 | 4782 | 5483 | 15 507 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 6619 | 6016 | 6488 | 19 123 |
Пик мартовского спроса на российские LCV традиционно пришёлся на ГАЗ (2998 ед.) и УАЗ (1173 ед.). Вот и все отечественные марки в топ-15. Далее сплошняком идут иномарки, наиболее востребованные из которых – Mercedes-Benz (609 ед.), Ford (383 ед.) и Volkswagen (321 ед.). Зато «тройка» лидеров отгрузок вновь образована моделями Горьковского и Ульяновского автозавода: ГАЗ-3302 «ГАЗель», «ГАЗель NEXT» и УАЗ-3741. В «тройке» хитов продаж среди иномарок – Mercedes-Benz Sprinter, Ford Transit, Fiat Ducato.
Доминирование российских марок неслучайно: парк тех же LCV марки ГАЗ в России составляет без малого 1,5 млн ед., или около 44 %. УАЗов почти 600 тыс. ед., или 18 %. Естественно, запчастей к ним больше, приобрести их проще и дешевле. У ближайших преследователей в лице Toyota и Volkswagen показатели значительно скромнее: 220 тыс. ед., 6,5 % и 208 тыс. ед., 6,2 % соответственно. По оценкам экспертов, статус-кво в ближайшее время не изменится: обновятся лишь количественные показатели в абсолютном выражении и процентные доли.
Производитель LCV | Март | Изменение | Январь–март | Изменение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | 2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 4362 | 2998 | –1364 | –31,3 | 12 606 | 7563 | –5043 | –40,0 |
УАЗ | 1232 | 1173 | –59 | –4,8 | 3793 | 3924 | 131 | 3,5 |
Mercedes-Benz | 649 | 609 | –40 | –6,2 | 1655 | 1864 | 209 | 12,9 |
Ford | 732 | 383 | –349 | –47,7 | 2269 | 1382 | –887 | –39,1 |
Volkswagen | 933 | 321 | –612 | –65,6 | 2448 | 1078 | –1370 | –56,0 |
FIAT | 420 | 263 | –157 | –37,4 | 1200 | 917 | –283 | –23,6 |
Renault | 420 | 168 | –252 | –60,0 | 1007 | 413 | –594 | –59,0 |
Peugeot | 771 | 130 | –541 | –83,1 | 1966 | 443 | –1523 | –77,5 |
Citroёn | 670 | 118 | –552 | –82,4 | 1498 | 478 | –1020 | –68,1 |
Hyundai | 213 | 104 | –109 | –51,2 | 564 | 328 | –236 | –41,8 |
IVECO | 234 | 88 | –146 | –62,4 | 578 | 279 | –299 | –51,7 |
Nissan | 23 | 42 | 19 | 82,6 | 85 | 116 | 31 | 36,5 |
KIA | 148 | 25 | –123 | –83,1 | 415 | 86 | –329 | –79,3 |
BAW | 9 | 21 | 12 | 133,3 | 27 | 77 | 50 | 185,2 |
FAW | 6 | 13 | 7 | 116,7 | 11 | 35 | 24 | 218,2 |
ИТОГО в топ-15 | 10 822 | 6456 | –4366 | –40,3 | 30 122 | 18 983 | –11 139 | –37,0 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 11 007 | 6488 | –4519 | –41,1 | 30 558 | 19 123 | –11 435 | –37,4 |
Автобусы: три месяца обвала
Декабрьский «эверест» потребительского спроса на автобусы сменился январским охлаждением – объём продаж стал наполовину меньше. Февраль отметился стабилизацией, а в марте реализация снова продолжила стремительно таять. Рост объёмов в 81,8 и 35,1 % показали Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа, на которые приходятся доли рынка в 3,5 и 30,8 % соответственно.
Минимальное падение в Дальневосточном (доля – 4,3 %) и Северо-Западном (доля – 11 %) округах. В середине списка с сокращением объёмов на 24,2 и 28,1 % находятся ЦФО (доля – 25,6 %) и ЮФО (доля – 4 %). Ощутимую просадку в 42,7 % испытали в Сибири (доля СФО в марте составила 11,7 %). А на Урале (доля УФО – 9,2 %) показатели вообще удручающие – минус 74,8 %.
Общий сбыт пассажирских лайнеров в марте 2015 года достиг 575 ед., что на 214 ед. или 27,1 % меньше мартовских значений 2014 года. Российских автобусов продано на 555 шт. меньше (на 140 шт., или на 20,1 %), а поставки иномарок ужались до 20 шт. (на 74 шт., или на 78,7 %). В марте прошлого года соотношение российских и зарубежных автобусов было 88,1:11,9 %, а сейчас составляет 96,5:3,5 %. Если так и дальше пойдёт, продажи иностранных пассажирских машин станут штучными или вовсе сойдут на нет.
Марка автобуса | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
ПАЗ | 537 | 346 | 304 | 1187 |
НефАЗ | 47 | 173 | 77 | 297 |
УАЗ | 102 | 52 | 83 | 237 |
МАЗ | 24 | 151 | 28 | 203 |
«Урал» | 18 | 21 | 21 | 60 |
КАВЗ | 22 | 19 | 13 | 54 |
«Волжанин» | 5 | 29 | 20 | 54 |
Hyundai | 11 | 17 | 4 | 32 |
«Богдан» | 6 | 7 | 9 | 22 |
Higer | 2 | 3 | 2 | 7 |
Scania | 3 | 0 | 3 | 6 |
MAN | 2 | 1 | 3 | 6 |
Golden Dragon | 3 | 0 | 1 | 4 |
Irisbus | 1 | 0 | 3 | 4 |
Setra | 0 | 2 | 1 | 3 |
ИТОГО в топ-15 | 783 | 821 | 572 | 2176 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 812 | 827 | 575 | 2214 |
Модель автобуса | I квартал 2015 г. | |||
---|---|---|---|---|
Январь | Февраль | Март | Всего | |
ПАЗ-3205 | 299 | 183 | 244 | 726 |
ПАЗ-3204 | 84 | 89 | 18 | 191 |
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 | 13 | 133 | 22 | 168 |
ПАЗ-4234 | 71 | 36 | 34 | 141 |
МАЗ-206, МАЗ-226 | 17 | 109 | 15 | 141 |
ПАЗ-3203 | 80 | 28 | 5 | 113 |
ЛиАЗ-5292 | 50 | 0 | 50 | 100 |
НефАЗ-4208/ КАМАЗ-4310 | 24 | 31 | 44 | 99 |
ЛиАЗ-5293 | 11 | 50 | 24 | 85 |
«Урал-3255»/ «Урал-4320» | 18 | 21 | 21 | 60 |
ЛиАЗ-5256 | 41 | 2 | 8 | 51 |
КАвЗ-4238 | 17 | 17 | 8 | 42 |
МАЗ-103 | 1 | 31 | 7 | 39 |
Volgabus-6271/MAN 6x2 | 0 | 20 | 18 | 38 |
НефАЗ-4211/ КАМАЗ-4326 | 6 | 2 | 7 | 15 |
ИТОГО в топ-15 | 732 | 752 | 525 | 2009 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 812 | 827 | 575 | 2214 |
Среди поставщиков пассажирского автотранспорта в I квартале в «плюс» вышел только каждый пятый завод или импортёр. Все остальные участники не выбились из общей колеи и продолжили сбавлять обороты. Наиболее популярным товаром у транспортных операторов стали ПАЗ (304 шт.), ЛиАЗ (83 шт.) и НефАЗ (77 шт.). Продажи импортных автобусов вообще были из разряда «сосчитать по пальцам». Удержива-ющий пальму первенства Hyundai отмечен поставкой всего четырёх штук. По три автобуса в марте отгрузили заказчикам Irisbus, Scania, MAN. По два лайнера куплены под брендами Neoplan и Higer, по одному – Yutong, Setra, Golden Dragon.
ПАЗы и НефАЗы приобретали в подавляющем большинстве регионов. В отдельных случаях другую пассажирскую технику перевозчики не выбирали. Например, Архангельская, Воронежская, Костромская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Псковская, Самарская, Тульская области приобретали только продукцию Павловского автобусного завода. Партии ПАЗов другим маркам предпочли заказчики из Республики Башкортостан, Чувашии, Мордовии, Республики Коми. Только НефАЗы выбрали Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Северная Осетия-Алания. В отдалённых районах остались вне конкуренции вахтовые автобусы на шасси грузовиков КАМАЗ и «Урал».
Производитель автобусов |
Март | Изменение | Январь–март | Изменение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | 2014 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 437 | 304 | –133 | –30,4 | 1208 | 1187 | –21 | –1,7 |
НЕФАЗ | 90 | 77 | –13 | –14,4 | 270 | 297 | 27 | 10,0 |
ЛИАЗ | 18 | 83 | 65 | 361,1 | 137 | 237 | 100 | 73,0 |
МАЗ | 85 | 28 | –57 | –67,1 | 374 | 203 | –171 | –45,7 |
«Урал» | 36 | 21 | –15 | –41,7 | 72 | 60 | –12 | –16,7 |
«Волжанин» | 4 | 20 | 16 | 400,0 | 74 | 54 | –20 | –27,0 |
КАВЗ | 17 | 13 | –4 | –23,5 | 61 | 54 | –7 | –11,5 |
Hyundai | 34 | 4 | –30 | –88,2 | 124 | 32 | –92 | –74,2 |
«Богдан» | 8 | 9 | 1 | 12,5 | 29 | 22 | –7 | –24,1 |
Higer | 9 | 2 | –7 | –77,8 | 44 | 7 | –37 | –84,1 |
MAN | 5 | 3 | –2 | –40,0 | 13 | 6 | –7 | –53,8 |
Scania | 6 | 3 | –3 | –50,0 | 8 | 6 | –2 | –25,0 |
Irisbus | 4 | 3 | –1 | –25,0 | 26 | 4 | –22 | –84,6 |
Golden Dragon | 1 | 1 | 0 | 0,0 | 12 | 4 | –8 | –66,7 |
Setra | 0 | 1 | 1 | 999,0 | 0 | 3 | 3 | 999,0 |
ИТОГО в топ-15 | 754 | 572 | –182 | –24,1 | 2452 | 2176 | –276 | –11,3 |
ВСЕГО ПРОДАЖ | 789 | 575 | –214 | –27,1 | 2475 | 2214 | –261 | –10,6 |
Таким образом, I квартал 2015 года подтвердил худшие опасения специалистов. С другой стороны, особых иллюзий относительно рынка коммерческого автотранспорта никто и не питал. Сегодня всем очевидно: рассчитывать на рост продаж новой техники в текущем году не приходится. Главное – чтобы падение прекратилось, а там останется запастись терпением, набраться сил и переждать. Ведь по логике за спадом всегда наступает подъём. И к этому тоже нужно быть готовым.